Метро. Истории

Я очень люблю метро. Не смотря на то, что там часто толкучка или бывает душно, это идеальный вид транспорта для меня. При этом ни в одном городе, куда б я ни приезжала, я не стараюсь попасть в метро специально или проехать по всем станциям московского подземного лабиринта, но чаще всего я на нём, конечно, езжу. Ну во-первых, это красиво! © И удобно. Вот кто-то тащится от трамваев или троллейбусов (мне трамваи тоже нравятся), а я спускаюсь под землю и с интересом рассматриваю что там. Сначала было минское метро, конечно, же. Потом Москва, Киев, Санкт-Петербург, Варшава, Харьков, Будапешт, Милан, Прага, Вена и Стокгольм. Ещё метро есть в Хельсинки и Копенгагене из посещённых городов, но его я оставила на потом.

 В Копенгагене в метро можно с велосипедом, например, если только он не грузовой. Но самое главное: оно автоматизировано и там нет машиниста! А впереди и сзади просто стекло, можно пробраться сесть и смотреть, куда поезд едет. Или что оставляет после себя. В Копене строительство метро идёт активно, мы катались на экскурсионном речном трамвае, а тут метро строят. Прямо возле канала и весь мост, под которым мы сейчас проплывём, в проводах и зелёной жести. Gammel Strand — это старый пляж по-датски, самый центр города сейчас.
Gammel Strand

В стокгольмском метро, когда мы только-только прибыли, купили по йогурту и ехали с Т-Централен в хостел спать, недалеко сидел парень лет 30 с бородой и вполне бы сошёл за скандинава, если бы он громко матом не ругался по телефону на русском языке. Очень зло и очень смачно он разговаривал, как оказалось, с мамой. Нет, он не с ней ругался, а рассказывал ей про какую-то нехорошую женщину, которую он то ли бросил, то ли она его из дома выгнала. Он думал, что, хоть его и все слышат, то никто и не понимает, кроме товарища напротив. Мы же улыбались "в усы" и поглядывали друг на друга. Забавная встреча. И я так не поняла, можно ли с собаками в метро, потому что кое-где наклеены запрещающие стикеры, но сама реклама ОТ как бы намекает видела в вагоне ретривера.
Tunnelbana
На T-Centralen галерея фотографий, как строили метро, я на неё и смотрю, проезжая мимо на травалаторе (вы же помните, что в минском метро тоже обещали травалаторы?)
T-Centralen
Московское метро, наверное, могло бы отвадить меня от этого вида транспорта. Но мне как-то везло. Я там ни разу не заблудилась, даже в большую толкучку не попала. Мне можно сказать и там нравится. Забавно, что когда я попала в Москву в первый раз, мне было лет 12. Мамина тётя встретила нас на Белорусском вокзале, а живёт она на Юго-Западной, это конечная Сокольнической(красной) линии. И мы поехали до пересадки на Парке Культуры по короткому пути. Я недоумевала, как, почему мы выбрали именно этот путь в три станции, если можно было поехать по длинной части окружности и посмотреть девять станций. И именно в ту поездку я запомнила, что в туннеле при выходе в Александровский сад всегда стояли музыканты. Но вообще сталинский ампир и индивидуальный подход к оформлению каждой станции — это такое всё моё-моё!

 Варшавское метро запомнилось больше всего изогнутыми станциями. И тем, что по выходным там не работала центральная станция у главпочтамта, потому что строили вторую линию и там планировали пересечение. Был апрель 2012го. Там и сейчас всё раскопано.

 Миланское метро — это длинные цветные переходы, выложенные мелкой плиточкой, похожие на лабиринты, и простое оформление станций, то, что я называю "чистый функционал". Несмотря на все подземные пути, мы ни разу не заблудились. Ну почти. Вышли с Димой и Леной из хостела, глянули карту и поехали на трамвае к ближайшей станции метро. Приезжаем, там такие простые входы — лестница с парапетом, — а внизу завешено плотной плёнкой, бетонная пыль и прочий строительный мусор. В общем, не открытая станция непостроенной линии. Но в Милане метро строят закрытым методом, кругом никаких раскопок, а новая линия нанесена на карту, но помечено, что пока не покатаешься, а мы не заметили. Сели снова на трамвай, поехали к другой. Станции все выглядят примерно так.
Milan Undeground
А это вид на входы на самую популярную у туристов станцию на площади Дуомо. Справа в углу и трамвайчик местный проезжает.
Milan Undeground, Duomo Piazza, Enters
Помню, перед Евро2о12 по телевизору прошёл репортаж про харьковское метро, мол повесили новые вывески и указатели, перевели всё на английский. Всё как у нас перед ЧМПоХ, только всё недовольство шрифтами и латиницей осталось за кадром. И потом я в Харькове в метро смотрела только на эти самые новые таблички, ничего больше не помню.

 Будапешт — короткая линия самого старого континентального метро Европы, вагоны похожи на трамвайчики. Вход на станции просто сразу с поверхности, совсем не глубоко. Показываешь свой билет внизу лестницы контролёру и всё. А потом едешь, смотришь в окно на название станции, слушаешь, что объявляет женский голос, и никак, никак не можешь это сопоставить! Мадьярский язык — что-то невероятное. Невероятно интересное, наверняка, но в первую очередь невероятно непонятное.

 Метро Киева — это сплошь реклама в поездах, на поездах, на станциях, что не видно оформления станций, в вагонах висят даже экраны, которые показывают следующую станцию, а в перерыве там снова реклама и гороскоп. Бесконечные киоски и стихийные рынки у выходов со станций. И там я первый раз увидела, что стены станции могут быть выложены обыкновенным кафелем, как ванные комнаты. 

В следующий раз я увидела такое в Санкт-Петербурге. Но там больше интереса вызывают закрытые станции, где поездов вообще не видно, а в стенах — раздвижные двери. И на Приморской и Василеостровской выход через передние двери не возможен, так как станции короче. Однажды какой-то мужик понял это слишком поздно и начал ломиться через полный вагон, расталкивая всех. Но в СПб между станциями такое огромное расстояние, что 10 остановок вполне можно ехать минут сорок. И только там могут пол-линии взять и передать-перенумеровать в другую.

 Пражские станции линии А все в заклёпках, вогнутых и выпуклых. Это крутейше! Все стилизованы, надпись в центре на цветной полосе. Подземка обозначается буквой М со стрелкой вниз, намекая на спуск, и рисуется на схемах наземного транспорта в месте пересечения. В самом метро я читала объявления внутри вагона на предмет понимания и пыталась слушать речь для того же.
Pražské metro
Венский же метрополитен — это самый-самый чистый функционал! Никаких финтифлюшек, австрийцы нигде не сбиваются. Таблички с названием на одной линии(U) все одинакового цвета, в центре только информационные стенды с картами и схемами. Линия U2 забавно выгибается, образуя почти круг. Именно на венское метро похожи линии в Стокгольме, что не пробиты в скале. Такие же чистенькие, металл и стекло. Станция Rathaus, Ратуша.
Rathaus, U2, Wiener U-Bahn
У всего ровного метро в Вене я нашла только одно исключение. Станция Штадтпарк на U4, расположенная возле одноимённого парка. Имеет вход-пальон, является частью старого имперского трамвая, удачно интегрирована. Рельсы по центру, перроны по бокам. Перроны похожи на старые вокзалы: вычурные столбы и фонари, лавочки, плиточные узоры под ногами, шрифт названия. И всё это под открытым небом, а где-то за стеной скованная в канал река Вена и парк. Я была в Вене 31 октября, в вагонах вечером какой только нечисти не ехало, из головы у людей лезли и червяки, и банки, напротив сидели и мёртвые невесты и живые сексуальные школьницы, а я сфотографировала только утреннюю публику.
Wiener U-Bahn
Одна из мечт — Лондонское метро. Где-то я читала, что есть даже станции с баром на платформе. Читала и "Задверье" Геймана, и "Дитя слова" Мердок, там удивительно много про это.

 Больше всего историй у меня связано, конечно, с минским метро. Было много всего: город как живой организм, метро как важная часть. Помню, как однажды в метро меня начал рисовать мальчик, было приятно и стеснительно одновременно. Мы зашли в вагон, он стоял у противоположной двери, улыбался и совсем не прятался и не прятал карандаш. Жаль, но мне пришлось скоро выйти, и я понятия не имею, что там получилось. Наверное, это и есть те штуки, за которые я так люблю метро, вот за эти мелочи.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Катовице — город, в котором вы вряд ли окажетесь

Côte d'Azur. Ментон, поход в Италию и как меня разверстало

Пластилин Колец