Катовице — город, в котором вы вряд ли окажетесь

Я не шучу. Ну правда, что может привести вас в небольшой шахтёрский город в Верхней Силезии? Всего 150 лет как город, после смерти Сталина на три года был переименован в Сталингруд. Близость Гливице, где началась вторая мировая. Заводит? Не думаю, что сильно. Скорее сюда вас может позвать большой хаб Виззэйра в местном аэропорту, наравне с Вроцлавом. Как же мы тогда там оказались. А я повелась на рассказы Мартина про этот город. Ещё в прошлом году, уже не помню точно когда и по какому поводу, он рассказывал мне какой крутой город, как они там всё ремонтируют и отстраивают, там улица баров и молодежь, логотип города, и вообще атмосферно, и дома копотью загажены. Крутяк же! Когда я составляла маршрут на отпуск, Катовице отлично в него вписался между Краковом и Вроцлавом. Когда, если не сейчас. Уже 1 мая в Бресте, снова разговаривая с Мартином, я поняла, что мне досталась первая восхищённая волна. Тут он уже уточнял, что город зашёл исключительно ему, и хотя сам Антон по-прежнему в восторге, всё там специфично, и вдруг нам не понравится. Тогда я решила Катовице пропустить, но не тут-то было. Город нас не отпускал. После финиша ОТрыва я пошла в жд-кассы, чтоб купить билеты до Вроцлава сразу. Лучше на вечер и ещё день погулять по Кракову. Но билетов нет, и на полдень нет, и на утро нет. Нет вообще! На автобус прямых тоже нет. И чтоб короткая стыковка — тоже. Что ж, пришлось возвращаться в первоначальному плану. В час мы приезжали в Катовице, а часов в восемь был наш автобус во Вроцлав.

Польскибус прибывает не на центральный автовокзал, что под жд-вокзалом, а на другой, который находится сразу сбоку от старого города. Выходишь — и вот так!

В сожалению здания вокзала как такового там нет и вещи оставить негде, так что мы пошли на центральную станцию, идти минут 20. Камер там тоже немного, но вещи мы оставили. И вышли в город, прошли мимо ТЦ, по польской традиции вмонтированного в вокзал, и повернули на улицу 3 мая, в сторону центральной площади Рынок — тоже традиция такая.

3 Maja, Katowice, Polska
Не смотря на то, что приехали мы почти насильно, мы ни разу не пожалели, что сюда попали. Чаще всего оказываешься в каких-то туристических центрах притяжения, а тут появилась возможность посмотреть на простой, небольшой, обычный польский город. Хотя не всё в этом городе так уж привычно и обычно, как я видела до того. Например, площадь Рынок есть (вернее улица), а вот Ратуши, Сукенницы и всего остального, о чём думаешь при сочетании "Плац Рынок", там нет. Зато театр есть, на фото справа.
Rynek, Katowice, Polska
В центре скамейки под деревцами и цветы, зона отдыха. И ходят трамваи. Есть городской wi-fi. Так как пользуется им не такое уж огромное количество человек, то вполне хороший. Тут же на площади "ишечка", но — нерабочая. Потому что воскресенье! Город всё-таки для своих, поэтому эти самые свои в воскресенье отдыхают. Были закрыты и все книжные магазины, и что-то такое, где можно взять карты или открыток. Поэтому отправить ничего не удалось, а карту с помеченным синим историческим центром мы сфотографировали на стенде у той самой "ишечки".
Для меня нетуристическая Польша — это площадь перед вокзалом Тересполя, автовокзал Бяла-Подляски, Белосток на крайний случай или задворки Гданьска. И вот всё это никак не похоже на Катовице. Он совсем другой. Отличается от всего. Например, на календаре всё то же 3 мая, День Конституции. В Кракове гулянья и шествия, тут на улицах — пустота. Никто ничего не отмечает. Ладно, предположим, все уехали в крупные Краков и Вроцлав. Но вот архитектура, у меня такая совсем не с Польшей ассоциируется.
Staromejska, Katowice, Polska

Dworcowa, Katowice, Polska
Хотя костёл в конце улицы Мариацкой уже всё-таки напоминает Польшу
Mariacka, Katowice, Polska
Мне очень нравятся всякие скульптуры, которые не стоят на земле, а висят в воздухе. В Катовице тоже такая есть!
Немного граффити о правах
Sw. Stanislawa, Katowice, Polska
Кроме логотипа, в городе много разноцветных металлических конструкций, представляющих из себя разнокалиберные лавочки или странные клумбы. Но мне скорее нравится их подход. И Мариацкий костёл с лица
Kościół pw. Niepokalanego Poczęcia NMP, Mariacka, Katowice, Polska
Выглядит как настоящая копоть, но они тут дома в тёмный ещё красят, чтоб копоть была меньше заметна.
Mariacka, Katowice, Polska
Когда мы уезжали, в Минске ещё почти ничего не цвело, тут же была феерия цвета и запаха. Это было чудом!
Kościół pw. Niepokalanego Poczęcia NMP, plac Szramka, Katowice, Polska
Пиксельное кафе. "Кибермашина", мы там не были, витрины понравилась.
Cybermachina, Damrota, Katowice, Polska
За костёлом старый город в этом направлении, в принципе, заканчивается. Заканчивается большой семьёй цыган. Посмотрев в электронную карту, мы свернули на север. Нам казалось, что мы идём в парк.
Katowice, Polska
Вот эта штука, больше похожая на канализацию, не спрятанную в трубы, является рекой Равой. А парк, в который мы шли, оказался зелёными насаждениями вокруг вон тех высоток. И туда не так просто попасть: то ли там всегда забор, то ли ещё идут ремонтные работы.
Rawa, Katowice, Polska
Вид на старый город
View on Old Town, Katowice, Polska
Через город проходит трасса, над которой есть пешеходные и автомобильные мосты. Мы перешли на ту сторону и оказались возле будущего музея города. Про него мне тоже говорил Мартин, что вот, когда закончат, будет бомба. Пока не достроили, может, кому-то больше повезёт. Снаружи выглядит вроде неплохо, но постоянно отдельные корпуса. Наверное, основной музей будет внутри в холма.
Wieża szybu "Warszawa II", City Museum, Katowice, Polska
Между стекляшек посадили растения, пока это всё очень сильно напоминает огород с теплицами.
City Museum, Katowice, Polska
Старые здания, по-видимому, тоже задействуют. Пока же тут гуляют мамы с детьми, проходят фотосессии на вышке, на траве сидим мы.
В Катовице есть своя минскарена, называется Сподек — Блюдце, но по-мойму местные зовут его НЛО.
Spodek, aleja Korfantego, Katowice, Polska
По дороге от музея к Блюдцу здание Национального симфонического оркестра польского радио (на фото красно-стеклянное справа), небольшая замысловатая площадь Войцеха Килара с мостом и фонтаном.
plac Wojciecha Kilara, Katowice, Polska
И берёзками. Обнимать, вздыхать и плакать.
Возле Блюдца много людей, движуха, нестройные ряды подростков с сопровождающими, а площадь медленно превращается в парковку. Полякам понравилось проводить у себя чемпионаты Европы, и в следующем году — ЧЕ по гандболу. Проходить будет вроде в тех же городах, что и Евро-2012, т.е. Варшава, Краков, Вроцлав и Гданьск. Тут же проходили отборочные матчи или что-то вроде того. Люди радостными красно-белыми шеренгами пропадали внутри НЛО.
Plac pod Spodkiem, Katowice, Polska
Площадь Зетка с фонтаном, остановкой трамвая и не попавшей в кадр галереей искусств. Слева — памятник силезским повстанцам (читать тут).
Прямо на площади стоит "дорожный" знак с цитатой (простите, фотография не в фокусе вышла). Вольный перевод "Хороший дизайн последователен в каждой детали"
rondo Ziętka, Katowice, Polska
И собственно дизайн. Выложенный цветочками на газоне логотип Катовице
Идём обратно в центр, снова встречаем Раву. Нет, они серьёзно кличут это рекой
Rawa, Katowice, Polska
Снова Рынок и чудесная встреча двух поколений трамваев.
Rynek, Katowice, Polska
И те же клумбы с другой стороны. На здании большая буква i, там "ишечка", которая не работала. Считаю, что "ишечки" должны работать во все дни недели!
В центр мы вернулись, чтобы в первую очередь пообедать. Пошли в Aleje Smaku на Stanislawa 9, снаружи заведение выглядело не очень, но внутри оказалось ок. Когда мы уходили уже многие столики были заняты, было вкусно и недорого.

После этого мы ещё прогулялись в обратную сторону от Рынка на площадь Свободы. Хотя это скорее небольшой сквер. В центре фонтан с кучей стекла, стекло всегда символизирует что-то хорошее.
plac Wolności, Katowice, Polska
И всё цветёт
Потом мы ещё зашли в хипстерскую кофейню Bistro на 3-go Maja 13, которую я заприметила ещё по приезду. Такая с минималистичным светлым дизайном, вкусным кофе, всякими смузи, креслами с навесом на улице у окна и соответствующей публикой. А в туалете стоит огромный букет роз.

Потом пошли уже на вокзал за вещами, встретили лягушку, которая в отличие от нас совсем не-путешественница.
Stawowa, Katowice, Polska

Возле вокзала PKS, куда приезжают и откуда уезжают польские бусы, есть парк с бетонными кругами, в которых удобно было валяться в ожидании автобуса. Даже не знаю, как объяснить, что за штуки. Автобус до Вроцлава был почти полным, мы заняли места в самом конце, воткнули телефоны на зарядку и уснули на всю дорогу.

Итог дня в Катовице такой: мы очень рады, что всё-таки туда попали, нам там понравилось. Город обычный и необычный одновременно, и это круто! Это какая-то новая грань Польши. Так что будете рядом, заезжайте. Полдня там точно есть, что посмотреть. Ещё полдня можно отвести на IMAX, который там есть, а во Вроцлаве нет. Мы почему-то думали наоборот и собирались в него во Вроцлаве, но совсем не попали. Поездку чуть-чуть подпортил только тот факт, что мы плохо выспались и чувствовали усталость, но не могли пойти в отель поспать. Зато валялись на траве.