Варшава. Постновыйгод

Нет, поехать в Варшаву в тёплое время года, как мне очень хочется, я не могу. Чтоб сходить на все эти их пляжи и полянки с шезлонгами, вечерние кинопоказы и концерты классической музыки под открытым небом, на крышу библиотеки в конце концов. Но нет, я снова еду зимой, снова в январе. Смотреть огонёчки и ёлки. Лепить снеговиков и гонять уточек в снежных парках. Ходить по музеям и любоваться праздничной иллюминацией (с этим в Варшаве традиционно полный порядок). Есть, пить, есть и снова есть. Варшава — один из лучших городов для этого.
Cover Warszawa, Poland
Летели мы прямо из Минска совместным рейсом Белавиа-ЛОТ, от аэропорта Шопена в город ходит несколько автобусов. Нам нужен был самый популярный, в центр, к "сталинке", потому что жили мы в Новотеле, на пересечении Маршалковской и аллей Иерусалимских(booking). Это тот случай, когда у меня есть мелкие претензии к очень хорошему в принципе отелю (4 звезды). При наудачнейшем расположении, приятных ценах на номера (завтраки очень дорогие, хотя, говорят, хорошие), наличие бесплатных сауны и спортзала, хороший ремонт (был построен ещё при советах), отличное одеяло, кофе-чай-вода в номере, то есть вот вроде всё круто.Но мне очень не понравился, например, шампунь, но это, допустим, вкусовщина. В ванной я постоянно тёрлась плечом о шторку ванной, которая висит слишком глубоко от края, и меня это так бесило. В отеле не самая лучшая звукоизоляция, в основном из коридора, но в воскресенье на площади целый день валил какой-то тяжкий концерт, так стёкла тряслись. Ну и дверь тяжёлая. Короче, всякие мелочи, которые портили мне общее хорошее впечатление. Но Вова остался от отеля в полном восторге. В общем, это тот случай, когда отель я могу рекомендовать, хотя для меня там были раздражающие моменты.

Время в Варшаве на два часа раньше, чем в Минске, так что когда мы заселились и расположились, уже стемнело. Но было ещё не поздно. Для начала мы отправились обедать, потому что дома толком не ели. Пошли в Bibenda на Nowogrodzka 10, совсем рядом с отелем. На Новогродской вообще много крутых мест, ещё один плюс к расположению. В заведении есть собственный пёс, он уже старенький, к клиентам не пристаёт особенно, но ему нравится, когда его гладят и чешут. Кормят очень вкусно, хотя это не самый бюджетный ресторан по варшавским меркам. После супа и стейка очень хотелось вернуться обратно в отель тюленить, но я не сдалась. К стейку в качестве гарнира можно взять печёную морковку, в Минске такого не встречала, к сожалению. И организация светильников крутая.

Warszawa, Poland
А пошли мы в музей Федерика Шопена (Okólnik 1, Pałac Ostrogskich). Вход стоит что-то около 20 злотых, но после шести бесплатно. Вот так нам повезло, а то очень бы расстраивались, потому что музей нам не понравился. Больше всего зашла детская часть.
Chopin Museum, Warszawa, Poland
Музей находится в шикарном особняке: лепнина, позолота, зеркала, балясины, огромные окна и балконы, вычурные ручки на дверях и окнах, есть и мебель той эпохи, но это уже экспонаты.
Так чем же плох музей. Во-первых, он, наверное, всем хорош. Он интерактивный, один из первых таких в Варшаве, пожалуй. При покупке билета (в нашем случае просто по просьбе) вам дают карточку, которую надо прикладывать в разных комнатах музея и что-нибудь заиграет, покажут видео и тому подобное. В карточку сразу вбит язык, нам достались англоязычные, но есть и русский. Прикладываешь к значку и история пойдёт на привязанном к карточке языке. Но примерно треть всяких устройств и "Нажмите тут — будет вам счастье" было завешено белыми листами А4 с надписями о нерабочем состоянии и извинениях. При такой мультимедийности даже грустно.
Во-вторых, уж не знаю, чего я ждала, но представленные материала не показались мне интересными. Я отличаю до от си на нотном стане и если очень постараться на слух, но мелодии в нотах не вижу. А там очень много нотных листов за подписью "сам Шопен написал". Скучно.
Chopin Museum, Warszawa, Poland
Что понравилось, так это само здание музея, здание напротив и, особенно, музыкальный университет имени Шопена, который находится рядом с музеем. На макете он на заднем плане справа. Мы проходили мимо: много стекла на фасаде, из окон льётся свет и музыка на внутренний двор, куда по идее может зайти любой. И туда же выходит полностью стеклянная стена главной винтовой лестницы. Очень красиво.
Но хорошо, что мы не пошли в этот музей в позапрошлом январе с ЧП после музея техники в ПКиМ, а то б совсем разочаровались.
Разочаровавшись музеем, мы отправились на Новы Свят смотреть иллюминацию – она в Варшаве никогда не разочаровывает. И стоит-висит у них очень долго, почти до конца января. В этот раз был абсолютно прекрасный паровозик!
Nowy Swiat, Warszawa, Poland

Но на улице было сыро и очень ветрено, поэтому мы даже до Старого города не дошли, а повернули назад. И пошли в крафтовый паб Jabeerwocky (Novogrodzska 12) – крутое заведение, мне больше всего напомнило, пожалуй, "Бакунина" в СПб. На стене у них красивая пивная схема, да и вообще там очень приятно. Но долго сидеть не стали, перелёт сказывался, ушли спать.

Утром нового дня начался снег. На завтрак мы тестили заведение Barn Burger (Złota 9), почти неприметное на улице, но его рекомендовал Витя , а Таня в своё время про него целый пост написала. Я тоже брала Sex&Violence, мне всё очень понравилось. Так что вслед за ребятами рекомендую это место.
Warszawa, Poland
Теперь калории надо сжигать! Пешими прогулками. Для меня Варшава очень разная и не всегда понятная, никогда толком не знаешь, что выглянет из-за угла, безликая бетонная коробка, стена с граффити, что-то с куполом, памятник.

Парк Саски – ни души! Только уточки переваливаются по льду пруда к единственной проруби.
Ogrod Saski, Warszawa, Poland
Хотя потом встретились и играющие в снежки дети, из школы домой идут, наверное, вон рюкзаки на лавочке стоят. Или ещё каникулы? Есть вообще в польских школах каникулы?
Хорошо, что мы приехали 7го января, у нас были большие выходные, у поляков же отгремел праздник 6го, Три Короля, когда ничего не работает, а мы уже попали на нормальный ритм.

Warszawa, Poland
Подготовка к местной Мозгобойне, должно быть
Театральная площадь, сам театр слева
Памятник героям Варшавы, борцам с немецкими оккупантами 1939-1945 года. Раньше он (вернее она, всё та же варшавская русалка Ника) стоял как раз на Театральной площади, а в 1997 его установили тут, над трассой, откуда он виден лучше и издалека.
Нерусалка

Так мы пришли в следующий парк, Красинских. Он больше и приятней парка Саски. Тут есть дворец и опять-таки уточки в пруду с несколькими полыньями.
Ogrod Krasinskich, Warszawa, Poland
А ещё, а ещё тут есть воркаут площадка! Или как это будет по-русски? Крутяк вообще! Я на всех штуках "потренировалась", весело. Это как лазить в детстве по турникам и прочему. А рядом ещё деревянные шезлонги, сейчас, правда, заваленные снегом. Но в тёплое время тут вообще классно должно быть.
И мы прошли сквозь все эти парки, чтоб попасть в Музей истории польских евреев (Anielewicza 6). Вход стоит 25 злотых. Вход сделан как будто пещера в скале, там по мостику поднимаешься вверх к кассам, но потом начало осмотра вниз по огромной красивой лестнице.
Muzeum Historii Żydów Polskich POLIN, Warszawa, Poland
Этот музей понравился мне намного больше вчерашнего. Напомнил, например, майскую поездку в Краков и посещение Казимежа
Но музей просто невероятно огромный и насыщенный. Если читать тут всё подробно, смотреть все видео, листать все книги, со всем интерактивным штуками поиграться (там напечатать гравюры можно!), то можно с лёгкостью проторчать там день! А то и два. Минус только в том, что я, например, столько более-менее однородной информации за раз усвоить оказалась не во состоянии. На выпуклой карте снова Краков. Сверху не кольца всевластия, но выглядят именно так.
Внутри музея даже есть небольшаясинагога (реконструкции Гвоздецкой синагоги). Я и не знала, что они бывают такими ярко раскрашенными. Почему-то мне представлялись белыми.
Muzeum Historii Żydów Polskich POLIN, Warszawa, Poland
Конечно, большая часть посвящена Холокосту. Именно эти залы больше всего захотелось сравнить с Еврейским музеем в Москве, в котором я была в апреле прошлого года. Когда начинается разговор про вторую мировую в польском музее, выглядит всё примерно так: "пришли немцы, оккупировали, и евреям стало очень плохо, прям полный капец, гетто-лагеря-Освенцим, а лет через 5-6 всё славабогу закончилось"; в московском — "пришли немцы, оккупировали, и евреям стало очень плохо, прям полный капец, гетто-лагеря, война, ушли в партизаны, отступили, этот город оставили, а потом наступление, освободили то, освободили это, а через пару лет всё славабогу закончилось". То есть где-то про войну и борьбу, а где-то про принятую трагедию.

Мне больше всего понравились залы про быт: еврейский городок 17 века, еврейская улица межвоенного периода.
Музей расположен на территории Варшавского гетто. Оно на самом деле очень большое, начинается от "сталинки" и уходит на север, захватывая весь район Муранов, на запад подбирается к музею Варшавского восстания, а потом и дальше на еврейское кладбище. Но музей ближе всего в станции Варшава Гданьска
Muzeum Historii Żydów Polskich POLIN, Warszawa, Poland
Круто, что в музеях часто есть макет зданий, чтоб можно было его полностью оценить. Вот макет этого музея и как раз вход как пещера, только он застеклён. Но фойе отделано бежевым материалом под камень, чтоб ощущение, что ты внутри скалы, оставалось.

Недалеко от музея находится стадион польского футбольного клуба "Легия", спросите у Антона и он вам обязательно расскажет, почему не стоит связываться с польскими фанатами вообще, а в частности конкретно этого клуба и тем более ходить к ним на стадион. Но бетонные стены территории украшены картинками. Вот я раньше этого всего не замечала и не знала, а потом сходила в музей восстания, про который всем потом кричала с пеной у рта, и теперь замечаю, знаю, понимаю. Как-то так. Всё ещё интересуюсь, что бы про это почитать.
Warszawa, Poland
О, целый же день шёл снег. Мы решили снеговиков лепить. На тебе, женщина, сноубол, говорит
Это первый снеговик
А второго мы скатали уже под Новым городом, на фонтанах. Это он.
Вид на Новый город
И опять, кстати
На площади Новы Рынок сидел тот же Мишка, что и два года назад, и рассказывал сказку. Рядом же с Рынком есть паб чисто бельгийского пива Elephant Belgian Pub( Freta 19), где мы вдоволь напробовались ламбиков, пообщались с владельцем и даже взяли бутылочку с собой в отель.

Утром 9 января мы почему-то решили позавтракать в отеле. Спустились вниз, но, как я уже говорила, отказались от этой идеи из-за стоимости: завтрак на одного стоил 65 злотых. В итоге мы пошли в Bułkę przez Bibułkę (Zgoda 3), у них два заведения, одно на юге города, другое в центре. Мы были, понятное дело, в центре. Вот это всё стоило нам 70 злотых: два омлета с беконом и сыром, салатом и хлебом, два капуччино, мой круассан и вовин бейгл с лососем, который он сразу не осилил, мы забрали его с собой и догонялись вечером в номере.
Warszawa, Poland
Там ещё и зал был полон, мы с трудом нашли место.
На этот день у нас не было никаких особенных планов, поэтому сначала мы немного пошатались по магазинам. Были вMYSIA 3 (это название и адрес). Там я сразу побежала в COS, давно хотела у них что-нибудь купить, но не в этот раз: все прекрасные платья-балахоны были мне или велики (хотя кто бы заметил), либо находился брак. Потом мы повздыхали в магазине всяких интерьерных штук. А в финале зашли в японский дизайнерский магазинчик и купили Вове дорогие варежки, потому что свои он забыл вчера вечером в "Слоне".

Сходили в RISK made in warsaw (Szpitalna 6/9), это уже польский дизайн. У них очень милый дворик.
Warszawa, Poland
И вещи многие мне понравились, но опять все моего размера раскупили. А такой был бы штрих в становлении хипстером. Ещё они угощают чаем или кофе и печеньками.
Панельки-многоэтажки по колено – почувствуй себя Гулливером.
Вспомнили, что в мае нам не удалось подняться на обзорную площадку "высотки" из-за огромных очередей, решили сейчас. Я как-то начиталась, что там наверху сильно холоднее и ветер, потому было боязно. Но оказалось неправдой, по крайней мере в январе там было точно так же как на земле. В холле Новый год и Рождество.
Warszawa, Poland
Подняться на 30й этаж стоит 20 злотых. Поэтому площадка называется ХХХ. Выходит, правда, что название куда более многообещающее, чем вид в итоге. Классно то, что можно тыкать в разные стороны и здания и говорить, что там то, а там – это, вот там мы с тобой были, а туда ещё сходим. Но в общем-то вид не самый крутой. Разве что излучина реки, Национальный стадион на том берегу да виднеющийся вдалеке Старый и Новый город. На подоконниках есть фотографии скайлайна с подписанными основными ориентирами.
Всё выпавшее вчера растаяло к утру, может только наши снеговики остались где-то стоять. На площади перед дворцом залили каток и постоянно надувался, но не взлетал ярко-синий воздушный шар.
С горя от неудачного шопинга после осмотров окрестностей с высоты мы ломанулись в Kufle i Kapsle на Nowogrodzka 25, мы там уже были в прошлый раз. Это один из первых, самый лучший и самый дорогой крафт-паб в Варшаве. Что ж, у них есть многое, что трудно попробовать где-либо ещё!
Warszawa, Poland
Потом мы гуляли по города в попытках зайти в ещё какие-нибудь магазины, но вечером субботы всё закрывается предательски рано. Так мы дошли до очень рекомендуемоговсеми Charlotte. Chleb i Wino (al. Wyzwolenia 18, pl. Zbawiciela). И я буду той, кто раскритикует это как будто французское заведение. Его в первую очередь рекомендуют для завтраков, но не могло же место стать настолько никаким просто потому, что большие окна не льётся солнечный свет. Но для начала капелька приятного: под соседним столом сидел премилый пёс.
А так там мало места, столики стоят чуть ли не друг на друге, крок-месье оказались очень средними бутербродами, как-то всё потерто и неуютно, многое спасает расторопная официантка. Единственное, что тут можно делать по вечерам – это пить большими компаниями, заняв половину кафе, как делала вот та компания, но среди них был годовалый ребёнок, который, конечно, устал и стал плакать.
Не поняла я прелести этого заведения: ни вкусной кухни, ни изюминки в интерьере. Есть на стене мозаика, но полутьме её очень плохо видно. Незачёт. Зато на выходе была своя атмосфера.
Warszawa, Poland
Раз такое дело, вернулись в отель, чтоб сходить в сауну. Самое крутое там – вид на стадион, по которому бежали надписи, как по Нацбиблиотеке. Но шопинг не удался, Шарлотт – фу, поэтому все враги! И пиво бельгийское давай выпьем.
Ладно, после нескольких неудач надо выбрать как можно более хипстерское место для завтрака. Warszawa Powiśle(Kruczkowskiego 3b) тоже многие рекомендовали, и тут уже абсолютно не зря. Находится слева от эстакады улицы Маршалковской, но спускаться надо справа и потом проходить под ней. Место – мечта урбаниста и использование слова джентрификация вживую. Потому что кафе находится в здании бывшего трамвайного депо. Тут даже рельс нет, "стекляшка" стояла никому не нужной, пока кто-то умный не догадался сделать тут кафе. Судя по фотографиям летом вся площадка перед заставляется столиками.
Наглядная иллюстрация как делать из говна конфетку. Мы ели суп и блины, всё было вкусно, цены приемлемые. Для полноты картины в заведение зашёл зататуированный по самое не_могу парень (даже на выбритых частях головы), думала – посетитель, оказался вторым официантом. Всё как вы любите!
Warszawa, Poland
Во время завтрака Вова предложил поехать в Вилянув, это дворец и парк на юге города, далеко почти окраина. Я слышала про него и про музей плаката там, но уж больно он далеко. Но у нас впереди ещё день, почему бы не съездить. Вызвали Uber. Водитель очень хотел быть услужливым, что-то пытался рассказывать, услышал слово "парк" и довёз нас до Лазенок, по дороге тыкая пальцем в памятник Шопену. Лазенки, конечно, хороши, но я там зимой уже была. Объяснили ему, что не прав, в городе мы шарим чуть лучше, чем просто туристы, вези нас дальше. Довёз, вышло не дорого, около 20 злотых. Хотя Вилянув действительно далеко от центра. На самом краю парка стоит костёл Святой Анны. Мы вот как-то его обходили а потом заходили в парк
Kościół pw. Św. Anny, Wilanow, Warszawa, Poland
А вот у главного входа стоят рафаэлки, видимо, они проспонсировали все украшения в саду и парке.
Wilanów, Warszawa, Poland
Дворец в Вилянуве — яркий, жёлтый представитель барокко. Построили для короля Яна Собеского, через много рук дворец перешёл Потоцким, Станислав Костка открыл здесь один из первых польских музеев, здесь же их семейная усыпальница. Все фамилии знакомы, прям учебник истории.

На самом деле в описании парка Вилянув Вову больше всего привлекло слово оранжерея. Мы думали, что в оранжерее будут цветы и там можно будет погулять. Но здание оранжереи есть, а растений там давно нет. Там теперь какой-то детский центр. Зато во дворцовом саду были такие цвету, из проволоки, пластика и фонариков. Рано приехали — в темноте их точно должны были зажечь. Чтоб попасть в сад с неживыми цветами, надо купить в автомате билет за 5 злотых.
Мы пошли гулять по парку в надежде, что вернёмся уже в темноте и сможем посмотреть. Парк там крутой, есть озеро. Пойдём, говорит, на к воде, кататься, вон лодочная станция. Лодки тоже есть, заблаговременно вынуты из воды, чтоб не вмёрзли и не лопнули. Станция шикарная, сразу видно, что при королевском дворце.
Wilanów, Warszawa, Poland
Ничего удивительного, просто китайская пагода на окраине Варшавы. Всё могут короли!
Парк уходит в озеро косой и видны домики на берегах, летом отличный вид, а зимой по льду можно перейти в парк, а потом и дальше в поля.
По мостику можно перебраться на остров, продолжение косы. Кусок поваленного дерева меня покорил.
Wilanów, Warszawa, Poland
Подлёдная рыбалка в парке у камышей
Край земли
Я сказала, все враги
Wilanów, Warszawa, Poland
Протоптанные дорожки местных по льду с берега на берег (как зима им сократила путь) и начало розового заката

Мы на лёд спускаться не стали, хоть прохожие наглядно демонстрировали его устойчивость
Привет от озера, оно любит тебя
Wilanow, Warszawa, Poland
За дворцом продолжение сада, но сейчас цветы и кусты накрыты плёнкой, античные статуи и лестница — очень милый задний двор. Мне замок в Вилянуве очень сильно напоминает Кадриорг, до размаха Питергофа не тянет, а своё маленькое уютное барокко хочет любой.
Wilanów, Warszawa, Poland
Тем временем мы всё-таки дождались темноты. И гирляндная клумба у оранжереи (вон она слева виднеется) заиграли всеми красками. Очень красиво на самом деле, всё такое объёмное, переливается, из лейки вода течёт. Только у бабочки крылья вверх ногами, не выдержали законов гравитации первоначальные планы. Но всё это лучше смотрится на видео, позже покажу.
И подсвеченный купол костёла отлично вписывается в картину.
Огоньки по фонтану бегают, поэтому создаётся впечатление льющейся воды. Ночная подсветка дворца прекрасная, фасады становятся как будто объёмнее, а от того более сказочными и нереальными.

Почти карета для Золушки
Познакомилась с лошадками
Тут вообще оказалось, что через главный выход с конфетками выйти в это время нельзя, надо обходить. А всё потому что вход стал платным. И началось световое шоу под классическую музыку, когда что-то загорается, что гаснет, там же мадамы из гирлянд под зонтиками были. Но мы решили ещё раз не заходить уже за деньги, но народ прибывал. Похоже, многие про это знали и специально приезжали смотреть на мигания под Чайковского. Стоит около 20, сделано на самом деле качественно и с душой.

И в музей плаката мы не попали. Он работает всего до 16:30, билеты продают до 16:00, там что мы тупо опоздали, хотя ходили вокруг него. Но зато теперь я знаю, что не так страшен Вилянув, как кажется сначала. И оставлю что-то на потом. Как и крышу библиотеки.

Мы уже замёрзли, поэтому уехали в центр, не с первой попытки найдя нужную остановку. И почему-то все водители, даже общественного транспорта водят так, что укачивает, фу. Поужинали в Chmielnik, он хоть и в самом центре На Хмельной, но неясно как существует при такой большой и достойной конкуренции и совсем не обязателен к посещению.

Прогулки по парку нас порядком утомили, так что мы вернулись в отель спать. А утром нас ждал туман!
Warszawa, Poland
На завтрак мы ходили в пекарню Vincent (Chmielna 21), у них есть ещё минимум одна точка на Новом Святе. Там очень вкусные и сытные киши, куча всяких булочек и круассанов растижопа, но вот кофе очень так себе и порции напитка маленькие. К кишу ещё слат дают, так что десерт в нас не влез. Круто там!
Ну а потом пора было в аэропорт — и домой.