Музеи Стокгольма

В Стокгольме уйма музеев, просто очуметь как много. Я такого внушительного списка давно не видела. Раньше хороший список был тут http://www.visitstockholm.com/ ещё перед поездкой, но сейчас они так перелопатили сайт, что он стал слишком хитрым. Поэтому я нашла такой и такой. Предположим, что вместе они дают полную картину.
Stockholm Museums Cover, Stockholm

Сходили мы в три музея, ещё возле четырёх так или иначе потусовались. Музей музыки, например. Riddargatan 22. Возле него свадьба.
Музей музыки,Стокгольм
Или музей армии, Riddargatan 13. Во дворе стоит несколько единиц техники, один бронетранспортёр был у нас КП.
Army Museum, Stockholm

Руки Зевса на каждой решётке
Вечером субботы, гуляя по Шеппсхольмену (это остров), мы проходили мимо Музея современного искусства. А его так распирает, что часть экспозиции на улице на газоне. Группа странных существ из папье-маше в стиле фильма Yellow Submarine и к каждому в пару что-то резкое и острое из дерева и металла.
Moderna Museet, Stockholm

Ещё один музей, куда я не попала, о чём ужасно жалею, – это Музей Северный стран. Но он и со стороны невероятно красивый!
Nordiska Museet, Stockholm

Теперь к посещённым. Итак в обед воскресенья пошёл дождь, поэтому мы сели на трамвай и поехали на Югорден. Это такой остров, где собрано множество музеев: Юнибакен, Васа, Нордиска, Скансен, Абба и тд. Выходишь из трамвая – и сплошь указатели на это всё!
DJURGÅRDEN, Stockholm
Мы начали с музея сказок Юнибаккен (Junibacken). Перед входом памятник Астрид Линдгрен с книжкой. Поэтому многие думают, что это музей именно её сказок. Но там представлены сказки разных авторов, Туви Янссен той же. Билет стоит 145 крон для взрослых, это примерно 25$. Мы пришли за полтора часа до закрытия, но часа нам хватило. Музей состоит из двух комнат с разными домиками и горками для детей и паровозика. Паровозик не совсем с вагонами, скорее сидишь на лавочке и пролетаешь сквозь сказки от одной станции до другой. Сажает и встречает тебя с поезда очень хипстернутые мальчики. Но сам полёт прекрасен: над крышами Вазастана, навстречу крысам, над деревеньками и сквозь спальни.
Junibacken, Stockholm

Потом мы тоже прикинулись детьми кинулись в те домики, что влезем. Зашли к Мумми-Тролям, Карлсону и Пеппи Длинный Чулок, залезли в обсерваторию и попытались прокатиться на поезде

Но было воскресенье, большинство музеев уже закрывались. Но не Fotografiska, музей фотографии. Хотя скорее галерея с постоянно сменяющимися выставками. Сам музей находится на Сёдермальме, на набережной прямо у отвесной скалы. Красное кирпичное здание, очень стильно.
Fotografiska, Stockholm
А вот и список выставок, что мы посмотрели. Вход 120 крон.
Мне больше всего понравился Роберт Франк. Это современный американо-швейцарский фотограф, которому почти 90 лет. Его экспозиция была самой обширной: и Нью-Йорк, и остальная Америка, и Голливуд, и Европа, и работы для журналов. В 1957 году у него был фототур по США на стипендию фонда Гуггенхайма, потом он издал книгу The Americans. Предисловие к ней написал Керуак. Работы из этой книги тоже были.
Robert Frank, Fotografiska, Stockholm
А это сам Керуак
Jack Keruak by Robert Frank, Fotografiska, Stockholm
Роджер Баллен очень противоречивый и провокационный. Фотографии людей, не совсем здоровых морально, в условиях, не совсем здоровых физически, да ещё и животные. В том числе крутили видео, его можно посмотреть тут http://www.asylumofthebirds.com/ Серия так и называется "Убежище птиц". Местами хочется блеванутьhttp://www.asylumofthebirds.com/
Asylum of the Birds by Roger Ballen Fotografiska, Stockholm

Джулия Фуллертон-Баттен представляла серию Teenage Stories. Большие яркие работы про то, что подросткам их проблемы кажутся непомерно огромными и неразрешимыми. Серия есть на сайте http://www.juliafullerton-batten.com/

Дэвид Магнуссон и его серия Purity. Про движение в США, объединяющее дочерей и их отцов в желании сохранить девственность до свадьбы. В предисловии Дэвид говорит, что когда он про это услышал, он не очень-то воодушевился. Но поехал и все оказалось очень честно и искренне. Возле каждого портрета дочери с отцом есть текст от обоих. Плюс зале прокручивают аудиозаписи от них. Но я не поверила. Вот как-то совсем. Ещё заметила, что все герои были из южных штатов. Серия есть тут http://www.davidmagnusson.se/#purity/purity

Fotografiska, Stockholm
Кафе на последнем этаже с огромными окнами!
Вид на Югорден из кафе. Видны и Нордиска, и Юнибакен, и Васа.
На этом культурная программа воскресенья была закончена.
Fotografiska, Stockholm
Тут мы,кстати, пошли ужинать в Jimmy's Steakhouse (Tjärhovsplan 33 (at Renstiernas Gata), http://jimmys.se/sodermalm/). Отличнейше поужинали. И это было моё самое дорогое поглощение пищи в Стокгольме (около 50$). Вместе с вином, которое принесли и предложили дегустировать. И я такая пробовала, а потом кивала. Чувствовала себя очень глупо.

Утром в понедельник уже вдвоём с Лёшей мы пошли в музей корабля Васа. Он находится тоже на Югордене, рядом с Юнибаккеном. Сам музей тоже в форме корабля, потому что вокруг корабля и построен. История такая: в XVII веке шведы строили корабль. Два года. Очень большой галеон, который должен был стать флагманом. Строили так, чтоб остальные страны им завидовали. Ну и, как это бывает от непомерной гордыни, корабль получился красивым, но не плавучим и затонул, проплыв по гавани Стогкольма 1300 метров. Хорошая картинка с вики.
Vasa Museet, Stockholm
Он пролежал на дне 300 лет, а в 1960х его решили поднять. И подняли. И доволокли до верфи на Югордене. И построили вокруг музей. За вход 130 крон. На картинке этого нет, но это наверх от места затопления. И вот этот уникальный по сути музей, один из символов Стокгольма мне понравился не очень. Я пала жертвой подготовки. Я как-то много про него почитала. То есть всё хорошо, но слишком ожидаемо для меня, нет эффекта вау. Потому что Лёша остался в полном восторге. Главное место занимает сам корабль, огромный! Постоянно увлажняется, а то совсем рассохнется и развалится. Насколько я поняла, он всё равно это сделает, но не скоро.
Каждый сучок в корабле подписан. Но я-то и по-русски толком не помню, что такое бушприт и где грот-мачта, а по-английски совсем беда. А там не только название, но и описание, где нашли, своё или приделали после подъёма, зачем использовали. На русском подписаны только основные сучки. А это мне понравилось, это вся команда судна, большая часть которой погибла, к сожалению.
Или вот карта Европы того времени, 1628 год. Многие города нанесены. Минск видите?
Vasa Museet, Stockholm
Ну вот я вам на него пальцем показываю
Два серых домика и не подписан, ага. А сверху налево в окружении людей – Вильнюс. Потом Кёнинсберг и Данциг. А меж тем у Минска к этому времени уже 130 лет было Магдебурское право.
О как!
Vasa Museet, Stockholm
Зато мне в музее очень понравился ресторан, а в театре коньяк. Там было красиво, большие окна, с веранды видны корабли и по Лёшиным слова вкусно кормили.

Тут же стоит упомянуть метро. Мы всё-таки покатались. На синей линии до Hjuista. Полного катарсиса не ощутили. К такой поездке надо готовиться, выбирать станции, на которых хочется выйти и походить, разглядеть, ведь из вагона всего не увидишь – многое расположено на выходе со станций, ну и потратить на это много времени. У нас было полтора часа, туда-назад. Сам факт того, что метро выдолблено в скале, поражает. Бывает, что туннель расходится на станцию, а потом снова сходится в один узкий, где рельсы рядом, потому что такой прорубить легче. Проезжали красивые станции с картами или как будто раскрашенные детьми. Это какая-то реклама с героями Янссен на красной линии, на Zinkensdamm.
Tunnelbana, Stockholm
T-Centralen, станция, где пересекаются все линии стокгольмского метро.
Больше всего мне понравилось, что шведы вот так шутят над собой же. Известная собачка из интернет-мемов рекомендует всем покупать проездные.
Вот и всё, да. Пора на поезд в Копенгаген.
 Я буду рада комментариям.