W is for Wiborg: драккары у залива уклеек, осьминог, лось и высоченная башня

Давно хотела в Выборг попасть. Но для этого нужно было выделить день, в который я не приезжаю и не уезжаю из Санкт-Петербурга. Сначала не складывалось с такими поездками, потом я два года и до самого доехать не могла. В этот раз мы решили ехать в воскресенье после БГ, даже во время самой игры зашли на Финляндский вокзал, который был по дороге, и взяли билеты. На "Ласточках" до Выборга и обратно 564 рубля. Билеты без мест, так кто первый попу посадил, тот и едет с комфортом, по вагонам ходят продавцыпластырей и газет кофе и чая. Электричек в день не так уж много, что-то около пяти, расписание. Собирались ехать на 8 утра, для начала мы с Вовой чуть не опоздали и опробовали питерское такси, в общем-то из-за ожидания чуть и не опоздали: совсем забыли, что ожидание в 20-25 минут для большого города — это норма. Но успели, едем, в пути чуть больше часа.

Выборг — старый город, XIII века, основан шведами. Потом был и финским городом, и русским. В большинстве языков город начинается с буквы V: Vyborg (официальная транслитерация), Viipuri и Viiburi для финнов и эстонцев соответственно, даже по-шведски сейчас будет Viborg. Но когда-то при основании город назвали Wiborg. И сейчас это отображено на площади прямо перед вокзалом, где в глубине парковки и клумбы стоит большая буква W, которая совсем не про фольксваген. Увидеть это без небольшой исторической подготовки (а это теперь я всё знаю) было удивительно.

Сразу за площадью начинается северный модерн, который часто встречается в городе

Vyborg, Russia
Для начала отправились мы к заливу Салакка-Лахти, что в переводе с финского залив уклеек. Уклейки — это такие рыбки, а не наркоманы, как вы подумали. Финляндия тут совсем близко, поэтому город считается эдакой европейской отдушиной, наравне с Калининградом. Но вот финскую речь мы услышали почти сразу: вдоль залива прогуливались мужчины с собаками и общались как раз на финском. Справа в кадре видно судно "Короленко", которое гостиница. Прямо рядом с ним, но в кадр не попала, обычная гостиница "Дружба". "Короленко" стоит тут с 1992 года и навсегда, я ещё с башни потом удивлялась куда же он плавает. А никуда — раньше можно было развести железнодорожный мост Финляндский, а теперь механизмы демонтированы.
На берегу сидит отличнейший осьминог и выглядывает тех самых уклеек, должно быть.
Вдалеке тот самый Выборгский замок на острове — основная точка притяжения для туристов в городе. Мы туда тоже, конечно, пойдём, несмотря на то, что мы после игры и от каждого шага у меня болят колени, но — слабоумие и отвага!
Vyborg, Russia
Тут же перед гостиницей стоят два викингских драккара. Только не совсем настоящих. То есть они из дерева и наверное по всем канонам, но всю свою жизнь вот так и простояли. Их сделали взамен ладьям, которые использовались для съёмок фильма, потом были подарены городу, но со временем сгнили.
Вообще сразу с поезда ощущается, что мы на севере, пусть и не крайнем. Воздух прозрачный и морозный, аж звенит, солнце греет лишь повёрнутый к нему бочок, а в тень совсем не хочется.
В парке Эспланада у стволов лица
Здания совсем не выдают в Выборге маленький город, меньше 100 тысяч жителей
На Рыночной площади среди модерна одинокая средневековая круглая башня, в ней сейчас ресторан.
На берегу залива же царь Нептун, который напомнил мне вулкан из короткометражного мультфильма "Лава"
Vyborg, Russia
Улица Красноармейская в старом городе. С названиями улиц в центре тут странное: с одной стороны есть такие, как Красноармейская, Пионерская и Краснофлотская, с другой — Крепостная, Северный и Южный валы
В доме, увитом плющом, находится кафе "Сова", куда мы ходили завтракать. Хотя кто-то взял суп, так что, может, и обедать. Кафе внутри выглядит как домашнее, иногда даже слишком, в меню много всего, но не всё оказалось в наличии. С едой так: что-то вкусное, что-то совсем нет, как повезёт. Зато внутри живёт множество сов, не настоящих, а в виде картин, тарелок, статуэток. Ими же полностью заполнена витрина, выходящая на улицу и все возле неё фотографируются. Именно она привлекла наше внимание, поэтому мы туда и зашли. Ещё внутри живёт котик, вполне себе настоящий. А на веранде встретили ещё двух. Домашние, ластятся, людей не боятся.
Тут же во дворике лавка стеклодува, мы туда зашли.
Vyborg, Russia
Стеклодув был на месте, сразу предупредил, что магниты у него дорогие. Но мы и сами видим. Но Витя после еды добрый, Витя купил. Я же ещё до этого на маленьком рыночке на площади взяла с лосём. А вообще в лавке было много всяких штук, но купить ничего не захотелось.
Возле другого магазинчика сувениров, где-то в середине квартала, образованного Прогонной, Краснофлотской, Крепостной и улицей Водной Заставы, стоит вечная ёлка. Так что они всегда готовы к праздникам.

Улица Водной Заставы собственной персоной, а впереди вода
Vyborg, Russia
И вот вроде только ели, а парни уже зависли возле "Лавки вкусностей"
Но туда мы не заходили, а зашли в ещё один сувенирный магазинчик напротив. Там кроме магнитов, старые и новые открытки, а ещё монетки. Всякие модные червонцы с городами можно купить рублей за 60. А у нас как раз ещё утром была десятирублёвая монета с Выборгом, но мы её таксисту отдали, когда из машины выпрыгивали. И были там американские 25-центовики, по словам продавщицы со всеми штатами и национальными парками. Я таких небольшую жменю привозила, чтоб всем показывать, как прикольно они придумали. Напишу потом про это отдельно.

И выходим на Ратушную площадь. Справа Ратуша, напротив дом купца Векрута, а по центру памятник Торгильсу Кнутссону — основателю города.
Vyborg, Russia
Отсюда уже и замок видать. И памятное фото на фоне
Замок во всей красе с моста. Наверхе башни Олафа обзорная площадка, и мы туда пойдём. А колени всё болят.
Вход на остров стоит 20 рублей, за подъём на башню ещё 50. В замке есть музеи, но тогда они не работали, потому что передавались от одного юридического лица другому. Сложно, короче. Это самый внутренний дворик, маленький совсем. Так как в замке делать больше нечего, то на башню даже очередь. Причём она вот снаружи и внутри, вплоть до лестницы. Сотрудники сказали, что стараются пускать не больше 10 людей наверх, плюс ещё десять в это время по лестнице вниз-вверх идут.
Vyborg, Russia
Поднялись! Даже ноги по дороге не отвалились. Вот страдали же весь предыдущий день и ночь — и всё равно наверх попёрлись. А что делать? Сверху на север видна Финляндия, если точно знать, за каким же кустом она начинается, то её даже можно увидеть.
Кто снова сфотографировался на фоне Финляндии? Да это же я!
Это большой двор, там есть всякие мастерские, по крайней мере вывески висят, но всё закрыто. Слева мост, по которому мы пришли, но дальше, на северную сторону.
Vyborg, Russia

В центре залива розовый велосипед на острове, видите?
Тот самый дворик. Очередь стала ещё больше, пару автобусов подвезли, загибается аж на выход. Так что мы ещё вовремя поднялись.
Сфотографируй, как будто туристы
Vyborg, Russia

Тот самый открыточный вид Выборга. Домики на первом плане отреставрированы, в центре всё сильно хуже, но в целом город действительно выглядит очень по-европейски.
Видно Салакка-лахти, "Дружбу" и "Короленко". Последнего в прошлом году грозились списать и гостиницу закрыть, но вот стоит же. Железнодорожный мост тут виден только маленьким куском, но на предыдущих фотографиях видно, что он новый, старый был на метр влево. И вот тот, наверное, и был разводным. В городе, выходит, всего эти два моста по разным сторонам от замка, но трасса на Финляндию через город не проходит, так что движение не большое.
Рыцарский зал
Vyborg, Russia
Будем считать, что это баруха "Грач"
Зашли на Ратушной площади в кофейню "Крендель", взяли кофе, Витя тот самый знаменитый выборгский крендель (не знаю, чем знаменит, но его повсюду предлагают именно так), а мы черничный киш (он, кстати, ями!). Только вот не берут там карточки, ушла последняя наличка, чуть хватило.
Сидя на улице, можно подкармливать и отгонять воробьёв, а так же вспомнить про любимое развлечение жителей Копенгагена (по Хёгу): загорать носом и мёрзнуть ногами в тени под столиком. Может для этого столики прозрачные.
Vyborg, Russia

Пора идти, нам скоро на поезд (вон вокзал в конце улицы виднеется), а мы ведь ещё должны успеть к лосю. Как без лося? Если вы знаете Витю, то понимаете, никак вообще!
Вот собственно лось. Он хорош, я такой магнит купила. А за ним белое здание, тоже местная достопримечательность — библиотека архитектора Алвара Аалто, модерниста. Снаружи библиотека ничем не примечательна, весь прикол, говорят, внутри. Но мы не были.
Ещё не осмотренным нами остался парк Монрепо. Но он от центра далеко и достаточно большой, чтоб ещё и туда идти надо в Выборге с ночёвкой оставаться, а не спешить на поед в четыре дня.
Vyborg, Russia
Напротив парка Ленина площадь с Лениным, который стоит среди всего этого модернизма, а на голове у него чайка.
По дороге к вокзалу уже зашли в местную "ишечку", в ней путеводители по Выборгу, достаточно годные. В основном с подробным описанием всех этих доходных и не очень домов, кто кому архитектор, где совушки, а где мишки. Усилием воли ничего купили. Выборг крутой, так что — Добро пожаловать!
И я в этот раз вам видео принесла. Оно меньше про город, больше про нас, зато смешное. Не знаю, почему не хочет вставляться в нормальном качестве, vimeo я пока не победила. Но можно перейти на сам сайт, там получше