Барселона, день второй. Гауди тут, Гауди там

На 11 утра среды у нас был запланирован поход в Саграду Фамилиа. Билеты мы брали в интернете, стоили 16 евро. Плюс я хотела ещё аудиогид (3 евро), кто-то хотел на башни (вроде тоже 3 евро), но в итоге мы все взяли с аудиогидом. Я об этом не пожалела, но об этом чуть позже. Для начала завтрак.

Утром мы отправились завтракать в Granja M.Viader на C/d'en Xucla 4-6 (http://www.granjaviader.cat истраничка на 4square). Это место я вычитала как рекомендуемое именно для завтраков где-то в интернете. Granja значит "ферма", т.е. предполагается, что само заведение что-то там своё крутое готовит. Фишкой этого были молочные продукты, кроме кафе был ещё и магазин со всякими сырами и молоком. Но мы этот момент как-то прохлопали и завтраком остались скорее недовольны. Там вроде бы и сплошь местные, потому что не так-то просто найти место на очень узенькой улочке: внутри заведения висят перевёрнутые стаканчики с названием (их немного видно на фото, как и местных), — но там всё равно как-то дороговато. Надо было, наверное, брать сыр. Вова остался ещё и голодным, но не сильно пострадал, так как потом догнался в Subway. Зато там пол — просто сказка.

И тут, на мой взгляд, мы совершили одну из больших ошибок. Мы-таки взяли билет на Bus Turistic, причём на два дня. Бастуристик там не плохой, он скорее хороший, но не для меня и не для нашей ситуации. Вообще у бастуристика три маршрута, зимой работают два: синий и красный. Подробнее карта тут, там есть ссылки на каждый маршрут подробно и возможность скачать пдф с маршрутами. То есть вроде бы всё хорошо: автобус тебя везёт, можно выйти побродить пару минут вокруг, а потом сесть на следующий (они действительно часто ходят), поехать дальше, или не выходить, а смотреть по сторонам. Но с первого этажа ничего не видно, а сверху в декабре жутко холодно и ветрено, у меня руки каждый раз замерзали. При этом автобусы ходят только в одном направлении (против часовой стрелки) и если надо в отдалённую точку, а остальные ты уже видел, то тупо едешь до неё час, хотя на метро было бы минут 15. Автобус на каждой остановке ещё и стоит долго. При этом организовано всё хорошо: людей запускают в каждый автобус не больше, чем посадочных мест, дают наушники, если потерял — дают другие, в автобусе wi-fi, рассказывают достаточно интересно, книжка со скидками опять-таки (мы ей пользовались немного). Вариант с бастуристиком подходит, если есть всего один день или вы готовы выделить день на него. То есть просто ехать и смотреть по сторонам полностью по маршрутам. Так подходит для тех, кто боится общественного транспорта в других городах. Я, если честно, опасаюсь, но с этим борюсь. А вот метро не боюсь, а в Барселоне прекрасная сеть метрополитена. Но мы взяли билет на два дня (35 евро) и пришлось его использовать. При этом бастуристик не работал 25 декабря в Рождество, поэтому мы катались на нём в среду и в пятницу.

В Барселоне есть вторая компания c автобусами, она дороже, у неё два маршрута, один из них трансформируется на зиму. И вот они работали в Рождество. Во многих местах остановки этих автобусов расположены рядом, вот просто друг за другом. Мы покупали билеты в киоске на Рамбла, продаются они в автобусе.
Barcelona day_2, Post Cover

И с Рамбла уже с билетами потопали в сторону остановки. Но сначала зашли в Mobile World Centre. Там на втором этаже была экспозиция, посвящённая визуализации звука. Где-то звук выбивался крупой, прыгающей в такт, где-то на экранах шли картинки под музыку. И прочие такие штуки, которые я вроде запомнила, но объяснить не могу. И лестница у них радостная.

Barcelona day_2, Vova in Mobile World Centre

Сели в бастуристик на площади Каталуньи, воткнули наушники и поехали по Пассаж де Грасиа. Поехали! На свою запланированную на 11 утра экскурсию по Собору Святого Семейства.
Barcelona day_2, Passeig de Gràcia

Осталось совсем чуть-чуть
Barcelona day_2

У меня про Гауди есть книга, с цветными фотографиями на мелованой бумаге. Там и дом Мила. и дом Бальйо, и дом Висенса, и парк и колония Гуэль. На тех фотографиях ничего не изменилось. А вот фотография полного собора поменялась сильно! И если во всё остальное можно было не ходить, то Саграда до сих пор слишком изменчива со временем, чтобы обойти её стороной. Остановка автобуса прямо напротив фасада Страстей, распятие Христа. Первое, что видишь, — куча людей, а напротив ещё большая, но стоящая в очереди за билетами. Очередь опоясывает квартал с собором.
Barcelona day_2, Passion Façade, Basílica i Temple Expiatori de la Sagrada Família

Вход для обилеченных в интернете с другой стороны, с фасада Рождества. При этом пускают строго в твоё время и ещё 15 минут, чтоб не создавать толчеи. В 10:55 нас не пустили, попросили подождать. А вот что будет, если опоздать, я не знаю, но рисковать бы не стала. Фасад был почти полностью достроен ещё при жизни Гауди, почти сто лет назад. И видно сразу насколько он со временем уже потемнел. Этот фасад отвечает за неоготику, фасад Страстей за модерн, по крайней мере пока.
Barcelona day_2, Nativity Façade of Basílica i Temple Expiatori de la Sagrada Família

В Барселоне много деревьев с мандаринами повсюду, даже в декабре, правда, говорят, что их нельзя есть. Но тут на фоне тёмного фасада Рождества они смотрятся совсем ярким островком.
Barcelona day_2, Orange, Basílica i Temple Expiatori de la Sagrada Família

Кроме того, что неоготика и модерн, Гауди был знатно упорот по символизму (он вообще был знатно упорот по религии, мистицизму и т.д., с возрастом это всё усугубилось и поэтому он так и не женился). Тот же кипарис наверху фасада Рождества значит столько всякого, что и запомнить сложно. Но вот, например, поставили с этой же стороны новые двери. Зелёные, как будто увитые плющом, а там ещё и куча жучков-гусеничек живёт. Классно!
Barcelona day_2, Doors on Nativity Façade of Basílica i Temple Expiatori de la Sagrada Família

Внутри людей много, тем более накануне рождества. Но не так много, как я опасалась, расталкивать, работать локтями и протискиваться не приходится, ходишь свободно от точки к точке (вместе в аудиогидом выдают схему), нажимаешь на кнопочки и слушаешь. Мне немного не повезло с наушниками, поэтому сам плеер я носила на вытянутой руке. Внутри невероятно красиво, при этом тебе рассказывают что, зачем и почему, что это всё не прихоть автора, а какой-то его осмысленный замысел, что тоже иногда прихоть. С 2010го года церковь освящена и в ней можно проводить службы, потому что внутри она закончена, снаружи же её ждёт надстройка ещё нескольких башен, которые будут намного выше существующих, например, самая высокая башня Христа, и я честно совсем не представляю как это будет выглядеть. Сейчас Саграду не особенно видно издалека из-за плана города, но вот тогда, наверное, будет. Не смотря на "официальную" богослуживость вот этого духа, духовности и веры, которые часто ощущаются в других церквях, тут совсем нет.
Barcelona day_2, Inside Basílica i Temple Expiatori de la Sagrada Família

Скорее это всё выглядит как музей. Ну и что, что распятие? Я была в музее религии во Львове, там их много было. К тому же все эти экраны, где показывают древовидное строение колонн, макет основания церкви для слепых (такие обычно ставят снаружи). Может, когда строительство закончится, схлынет первая волна желающих посмотреть на неё целой, что-то в ощущениях и изменится. И тут будет более духовное что ли место. Сейчас я просто слушала и смотрела по сторонам. Осталась в восторге от потолка...
Barcelona day_2, Basílica i Temple Expiatori de la Sagrada Família, Inside

... и, конечно, витражей. С одной сторона они жёлто-красные и символизируют огонь, с другой — голубые и воздух. Два цвета и два света сходятся и встречаются внутри. Великолепно! Гауди всё же гений.
Barcelona day_2, Basílica i Temple Expiatori de la Sagrada Família, inside

Над первым уровнем витражей хоры почти по всему периметру, огромные хоры на тысячи человек.

Рядом с церковью стоит небольшая школа для детей строителей. В моей книге ей была посвящена целая глава, но в интернете я не нашла ни одной отдельной статьи про неё, лишь упоминание вместе с базиликой. "Изначально сооружение планировалось как временное и подлежало сносу поэтому оно не имеет несущих стен и все же прочность достигается за счет криволинейных перегородок крыши, передвижные стены позволяют менять внутреннюю планировку. В настоящее время в здании расположен музей, рассказывающий о строительстве храма." © В школе за партами сидят какие-то азиаты
Barcelona day_2

Вова тоже что-то слушает у стены школы

Вокруг же сплошные восьмиугольные кварталы Эшампле

Ренни аж размазало от красоты и песочности
Barcelona day_2, Renny and Passion Façade of Basílica i Temple Expiatori de la Sagrada Família

Следующий пункт программы — парк Гуэль. Мы поехали на своём бастуристик, Алёна с Ваней на метро. Автобус везёт не до самого парка, какую-то часть пути нужно пройти пешком в гору. Тут город совсем другой: этажность становится меньше, а улицы круче, постоянные холмы вверх-вниз, всё как-то проще и без завитушек на балконных решётках, но и живее. Светофор на узенькой улочке. Только я не поняла, он показывает наличие свободных мест на парковке (там чуть ниже знак), или где-то в конце улочки есть такой же светофор в обратном направлении и сейчас он красный.
Barcelona day_2, Carrer de Larrard

Дома как везде, бельё сушится на верёвках, но уходящие вниз дороги есть не везде.

Можно было идти по улице прямо, но мы свернули куда-то на лестничку, потом ещё и в итоге к парку подобрались вот так с угла. Парк на фото слева, здания в лесах впереди — главный вход, с некоторых пор главная часть парка, та что со скамеечками, вылепленными под попы рабочих, и с ящерицей, стала платной, за лесами как раз она. Мы туда не пошли, мы прошли короткую улочку вдоль парка и зашли через другой вход в бесплатную часть и там гуляли.
Barcelona day_2, Park Güell

Не помню момент, когда Вова раздобыл себе кофе.

Парк большой, в нём много всяких тропинок и дорожек, есть качели и лавочки, разноуровневые террасы, постепенно уходящие ещё выше но холм, к кресту, навесы и галереи, но парк какой-то неуютный, открытый. Даже в выходной день парк Горького кажется каким-то более интимным. ту свою роль сыграли челночники с простынями магнитов, открывашек и браслетов. Зато в парке есть вот такие кактусы и алоэ вера, которые пытаются захватить тебя, пока ты проходишь под ними.

Из бесплатной части можно попасть в дом-музей Гауди, но мы только по прилегающему саду погуляли.
Barcelona day_2, Park Güell

Заборчик отделяет не только бесплатную часть от платной, но и в этом месте не даёт свалиться с более высокой части вниз.

Сам домик в окружении пальм, за которыми сад. Справа виден главный вход в лесах, платная часть на самом деле совсем маленькая. А дальше город в дымке, море не видно, но совсем слегка прорисовывается контур Монтжуика.

Так как в парк мы добирались разным транспортом, то встретили Ваню и Алёну уже, когда собрались уходить из парка. Решили, что раз уж забрались в отдалённые от центра районы, то дальше двинем на Тибидабо. И покинули парк. Вниз по улочке от парка к автобусу.
Barcelona day_2, Carrer de Marianao

Меж тем во всём мире и Барселоне — сочельник!

Мы на Тибидабо едем снова на бастуристике, ребята на метро. Доставить нас должны в одно и то же место — площадь Джона Кеннеди. Я внемлю аудиогиду автобуса на холодной верхней площадке и луплю селфи на фоне обычных жилых домов.
Barcelona day_2

Пока едем, расскажу, что я думаю о Гауди, раз уж два его творения мы посетили. И больше в общем-то никуда не пойдём, посмотрим только мимоходом. Гауди, конечно, гений! И в том, как он видел вещи и претворял свои идеи в жизнь, и в конструкторских моментах. Подвешивать основные точки здания вверх ногами, лепить дверные ручки, чтоб было удобно держать в руках, а скамейки из поп строителей, постоянно опираться на природу и прочее, прочее. При этом в жизни, я почти уверена, он был очень тяжёлым человеком. Излишняя религиозность. Чтобы работать над Саградой он закончил и избавился от всех остальных своих проектов, зная, что не увидит базилику готовой, но согласился на такой искупление. В гиде в автобусе говорится, что Гауди считал, что Барселона станет известной и популярной благодаря его творению. И так оно в итоге и есть: Саграда Фамилия — самая посещаемая достопримечательность Испании. Гауди построил в Барселоне много своего, участвовал в общих проектах. Ужас в том, что каталонцы пытаются вас им задолбать! Гауди то, Гауди сё, Гауди тут, Гауди там. его упоминают везде и постоянно, по любому поводу. При этом Барселона действительно богата на художественные таланты: скульпторы, архитекторы, художники, поэты, писатели. Все их упоминают чуть-чуть, один раз, многих в связке с Гауди перечислением и тут никого не запомнишь. А жаль! Какой разнообразной была бы Барселона, какими невероятными сторонами повернулась бы ко всем, стала бы восприниматься шире. Но за широкой фигурой Антонио никого толком не видать.

От площади Кеннеди вверх для начала идёт голубой трамвай, но на месте мы выяснили, что зимой он работает не каждый день, а только в банковские праздники и выходные. То есть не сегодня. Но вместо него всегда есть автобус 196 со стандартной оплатой, сам трамвай 4 евро в одну сторону. Поехали на автобусе, везёт точно до фуникулёра, ошибиться невозможно. Фуникулёр стоит 7 евро, со скидкой от бастуристика – 6. В принципе внизу есть кассы, но в них как-то никто не спешит продавать тебе билеты, а купить из можно в автоматах тут же, но только по полной цене. Кое-как выяснили, где ж купить за шесть, барышня по английски не говорила толком. Нас завезли наверх и там отвели уже купить билеты, при этом и на спуске вниз их никто так и не проверил. Возникло ощущение, что прокатиться можно было бесплатно. Хотя неприятность заключалась в том, что сочельник! Мы приехали к фуникулёру без пятнадцати четыре, а уже в четыре пятнадцать был последний на сегодня спуск! Короче, на всё про всё на вершине горы у нас было 20 минут, потому что других путей как покинуть гору, кроме как на фуникулёре или дорогостоящем такси, мы не нашли. Поэтому всё бегом! Никакого музея игровых автоматов или аттракционов, к сожалению, только короткий осмотр и взгляд на город с высоты. Одна из обзорных площадок — церковь Сердца Христова, к Боженьке на самый верх можно на лифте подняться, но мы не успевали. Поднялись просто по лестнице вокруг церкви на площадку (там,где заканчивается "жёлтая" часть и начинается белая).
Barcelona day_2, Temple of the Sacred Heart of Jesus, Tibidabo

Вид на город от подножья Боженьки. Дымка и на горизонте небо сливается с морем. Жаль, не хватало времени прокатиться на этих старых аттракционах над городом.
Barcelona day_2, Tibidabo

А это вид направо, там уже начинается пригород, воон он маленькими домиками притаился на склоне. И горы, горы пока хватает глаз

Заплатили евро, чтоб посмотреть в глазок, нашли основные точки, но ожидали лучшего качества.

После спуска нас второй раз накрыло сочельником. В районе Сан Жервази в полпятого вечера всё либо было закрыто, либо закрывалось прямо у нас на глазах, нигде мы не могли найти еды. Только нашли какой-то фастфуд вроде Мака или KFC, но в тот момент нам казалось, что размениваться на них мы пока не готовы и найдём что-то более аутентичное. Все рекомендовали нам ехать в центр: "вы зайдите в бар в двух кварталах и налево, но он скорее всего уже закрыт", так что едьте в центр". Мы сдались и поехали на площадь Каталонии. Там мы сначала зашли в ТЦ, но еда там нам не понравилась. И тут, я сама не поняла как, мы оказались в БургерКинге. МЫ, ещё полчаса назад пренебрегшие маком. В извинение можно сказать лишь, что завтрак был ещё до Саграды, а в Минске этой фастфудницы нет. Накупили, сели на втором этаже. И через минут 15 с нами произошла неприятность – Ваню ограбили. Ничего драматичного: тихо вытащили кошелёк из кармана куртки. Я сама даже не заметила, чтоб там хоть кто-то сидел. Оставили только проездной Т10. В Лету канули водительские права, карточки и некоторое количество евро. Ребята пошли в полицию и блокировать карточки, потом сказали, что в полиции сидит длинная очередь из азиатов с подобной проблемой. А мы пошли в отель. Всё-таки эта ситуация омрачила и без того не самый радостный для нас город. Все предостережения не зря, пацаны, будьте бдительны!

Через пару часов мы решили всё-таки прогуляться и окончательно поужинать, Ваня и Алёна отказались составить нам компанию, думаю, их азиаты утомили. Мы покружили снова по Готическому кварталу, зашли по площадь Короля. По периметру отели и рестораны, в том числе со столиками на улице – в декабре тут вполне нормально по температуре для этого, особенно если под пледом сидеть, смотреть в даль и думать о нём.
Barcelona day_2, Plaça Reial

И тут мы зашли в место, где еда нам понравилась меньше всего в Барселоне, было тупо не вкусно. Мой суп-пюре был слишком солёным, может быть, из-за креветок, а Вове принесли пиццу на очень твёрдом и резиновом тесте. tapatxi на Ferran (Quintana), по возможности избегайте, а возможностей кругом предостаточно.

Напоследок мы сходили на совсем уже вечернюю Рамбла дель Мар. И пока сидели там, услышали объявление, мол будьте осторожны, уходите лучше, а то в порт будут заходить яхты и Рамбла будет не совсем функционировать. Разводной мост! Нет, разводной бульвар! Но как и где? Сначала на горбатой части нашли стыки в деревянном настиле. Но видно, что не поднимается одной стороной вверх. Может отводится в сторону? Зашли под неё. Я заглядываю под мост, пытаясь найти разводной механизм, и вижу какую-то комнатку прямо в начале моста, о, говорю, отсюда правят "разводами", но пока мне ещё кажется, что там никого нет, два сотрудника порта машут мне оттуда руками. Мол молодец, что нас нашла и пришла проведать, а то скучно! Оконфузили. А эту часть со стыками похоже просто поднимают вверх. Но два маяка – красный и зелёный – там на входе есть. Я всё проверила!
Barcelona day_2, Rambla de Mar

Пост по возвращении с впечатлениями по горячим следам
Барселона, день первый. Или что мы тут делаем вообще?